Постановления Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области за 2023
18.01.2023 16:38 Постановление от 18.01.2023 № 69
-
администрация муниципального образования
«Вяземский район» смоленской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18.01.2023 № 69
Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2023 год
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области,
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2023.
2. Признать утратившим силу постановление от 15.11.2021 № 1583 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2022 год».
2. Комитету по архитектуре и землеустройству Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (Волков В.Б.) обеспечить выполнение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2023 год.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Вяземский вестник» и разместить на сайте Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
4. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
5. Контроль исполнения данного постановления возложить на заместителя Главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Лосева В.Г.
Глава муниципального образования
«Вяземский район» Смоленской области И.В. Демидова
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области
от 18.01.2023 № 69ПРОГРАММА
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области муниципального земельного контроля на 2023 год
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля.
С принятием Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к предмету муниципального земельного контроля было отнесено соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – контролируемые лица) лишь тех обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, с учетом планируемого вступления в силу с 1 января 2022 года Положения по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области муниципальный земельный контроль осуществляется исключительно за соблюдением:
1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
4) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
5) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
В 2020 году в связи ситуацией, связанной с распространением новой короновирусной инфекции, были внесены определенные коррективы в проверочные мероприятия.
С принятием постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки в отношении трех юридических лиц были отменены по требованию органов прокуратуры.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», введены ограничения на проведение проверок по муниципальному земельному контролю.
В 2022 году за 2 месяца на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области было проведено 7 внеплановых проверок, выявлено 7 административных правонарушений по ст. 7.1 КоАП РФ (использование земельных участков из земель государственной неразграниченной собственности, неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока).
В рамках муниципального земельного контроля за 10 месяцев 2022 года выдано 41 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности.
Профилактическая деятельность Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее также – Администрация или контрольный орган) до утверждения настоящей Программы профилактики включала в себя:
1) размещение на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» vyazma.admin-smolensk.ru (далее – официальный сайт Администрации) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования соответствующей информации по соблюдению обязательных требований, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
3) подготовку и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
4) регулярное обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля и размещение на официальном сайте Администрации соответствующих обобщений;
5) выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Так, за период с 2022 по 2023 гг. были проведены следующие мероприятия:
1) на официальном сайте Администрации размещены:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля;
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля;
- тексты положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля;
- информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
2) разработана и размещена на официальном сайте Администрации Памятка по вопросам соблюдения обязательных требований, контроль за соблюдением которых осуществляет Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, при осуществлении муниципального земельного контроля;
3) на официальном сайте Администрации регулярно размещались материалы с разъяснениями Управления Росреестра действующего земельного законодательства с целью недопущения нарушений;
4) при обращении в Администрацию района гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в индивидуальном порядке разъяснялась необходимость оформления документов на земельные участки, последовательность и сроки оформления;
5) на официальном сайте Администрации района ежегодно размещалась информация о результатах осуществления муниципального земельного контроля;
1.3. К проблемам, на решение которых направлена Программа профилактики, относятся случаи:
1) самовольного занятия земель, земельных участков, частей земельных участков;
2) использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) неиспользования земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
4) не приведения земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
5) невыполнения правообладателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Наиболее распространенной причиной самовольного занятия земель, земельных участков, частей земельных участков является стремление извлечь выгоду от использования земельных участков (земель, частей земельных участков) без оформления прав на них. Зачастую контролируемые лица, допускающие подобное нарушение обязательных требований, не имеют представления о том, что самовольное занятие земель, земельных участков, частей земельных участков является основанием для предъявления требования о неосновательном обогащении в связи с фактическим использованием земли. В рамках профилактических мероприятий соответствующая информация должна доводиться до контролируемых лиц. Кроме того, до контролируемых лиц должна доводиться информация о процедурах предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Наиболее распространенными причинами использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием являются:
- желание физического лица использовать принадлежащий ему земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в коммерческих целях;
- нежелание контролируемого лица оплачивать земельный налог или арендную плату за использование земельного участка в повышенном размере;
- незнание процедур изменения видов разрешенного использования земельного участка или получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Наиболее распространенными причинами неиспользования земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока являются:
- отсутствие у собственника (правообладателя) земельного участка средств на целевое использование земельного участка;
- стремление собственника земельного участка продать с наибольшей выгодой соответствующий земельный участок без его целевого использования.
Наиболее распространенной причиной не приведения земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, является стремление собственника (правообладателя) земельного участка сэкономить средства, необходимые для приведения земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Еще одним нарушением, которое в последние года обрело масштабный характер, является невыполнение правообладателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
На территории Вяземского района имеются земельные участки, которые долгое время не обрабатываются, зарастают, превращаясь в непригодные для сельскохозяйственного использования земли. Основной причиной данного нарушения является то, что значительно заросшие участки требуют рекультивации, и соответственно больших финансовых вложений. А как показывает практика, только единицы правообладателей сельскохозяйственных земель имеют финансовые возможности проведения культур технических мероприятий.
Мероприятия Программы профилактики будут способствовать частичному решению обозначенных проблем в связи с повышением информированности контролируемых лиц относительно последствий нарушения обязательных требований и способов устранения нарушений предусмотренными законодательством и муниципальными правовыми актами способами.
При реализации мероприятий Программы профилактики повышенное внимание должно быть уделено контролируемым лицам, владеющим и (или) использующим земельные участки, отнесенные к категориям среднего и умеренного рисков.
Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
2.1. Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Для достижения целей профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям выполняются следующие задачи:
1) анализ выявленных в результате проведения муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований;
2) оценка состояния подконтрольной среды (оценка возможной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий с учетом состояния подконтрольной среды;
3) организация и проведение профилактических мероприятий с учетом состояния подконтрольной среды и анализа выявленных в результате проведения муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий,
сроки (периодичность) их проведения
3.1. В соответствии с Положением по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, утвержденным решением Вяземского районного Совета депутатов от 27.10.2021 № 97, в рамках профилактической деятельности в 2023 году Администрацией планируется проведение следующих видов профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) консультирование;
3) объявление предостережения;
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» vyazma.admin-smolensk.ru, в средствах массовой информации.
Размещенные сведения на указанном официальном сайте поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 10 рабочих дней с момента их изменения.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей на приеме специалиста и по телефону по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля и не должно превышать 15 минут.
Консультирования регистрируются в журнале учета консультирований.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
2) порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных настоящим положением.
Консультирование в письменной форме осуществляется муниципальным инспектором в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов власти или иных лиц.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере вида муниципального земельного контроля, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы власти или к соответствующим должностным лицам.
В случае, если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений.
В случае объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.
Возражение в отношении предостережения рассматривается Администрацией в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Возражения составляются контролируемым лицом в произвольной форме, но должны содержать в себе следующую информацию:
а) наименование контролируемого лица;
б) сведения об объекте муниципального контроля;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
д) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
е) фамилию, имя, отчество направившего возражение;
ж) дату направления возражения.
В случае принятия представленных контролируемым лицом в возражениях доводов муниципальный инспектор аннулирует направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений.
3.2. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице.
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственный исполнитель
1.
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований
Размещение на сайте Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах осуществления муниципального земельного контроля
постоянно
комитет по архитектуре и землеустройству Администрации
2.
Консультирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований
при поступлении от контролируемого лица соответствующего обращения
комитет по архитектуре и землеустройству Администрации
3.
Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
в течение года при наличии оснований, предусмотренных статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
комитет по архитектуре и землеустройству Администрации
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности
Программы профилактики
Показатели результативности Программы профилактики определяются в соответствии со следующей таблицей.
№ п/п
Наименование показателя
Величина
1.
Полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
100 %
2.
Количество размещений сведений по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Администрации
не менее 4
3.
Доля случаев объявления предостережений в общем количестве случаев выявления готовящихся нарушений обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований
100 %
(если имелись случаи выявления готовящихся нарушений обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований)
4.
Доля случаев нарушения сроков консультирования контролируемых лиц в письменной форме
0%
Под оценкой эффективности Программы профилактики понимается оценка изменения количества нарушений обязательных требований по итогам проведенных профилактических мероприятий.
Уменьшение количества нарушений обязательных требований, в том числе вследствие использования контролируемыми лицами процедур:
- предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
- изменения видов разрешенного использования земельного участка,
- получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
информация о которых была доведена до контролируемых лиц в ходе реализации профилактических мероприятий, может свидетельствовать о высокой эффективности Программы профилактики.
Оценка результативности и эффективности Программы профилактики осуществляется комитетом по архитектуре и землеустройству Администрации до 1 марта 2024 года.
Информация о степени достижения предусмотренных настоящим разделом показателей результативности Программы профилактики, а также информация об изменении количества нарушений обязательных требований доводится до Вяземского районного Совета депутатов в составе отчета Главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о результатах своей деятельности, деятельности Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области за 2023 год.
Исполнитель: Председатель В.Б. Волков
комитета по архитектуре и землеустройству 2-46-28
Разработал : главный специалист П.А. Капитонова
комитета по архитектуре и землеустройству 2-30-14
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Главы
муниципального образования
«Вяземский район» Смоленской области В.Г. Лосев
Председатель комитета экономического
развития А.О. Фирсов
Начальник юридического отдела В.П. Березкина
Главный специалист отдела
муниципальной службы Л.В. Икатова
Начальник отдела ИП и ИТ А.С. Маханьков
Разослать: В.Г. Лосеву, прокурору, ОМС, КАиЗ - 2, комитет экономического развития, отдел информационной политики и информационных технологий, сайт, регистр муниципальных нормативно - правовых актов, газета «Вяземский Вестник»
Экз. 9.
Версия на бумажном носителе идентична версии электронной
Версия проекта направлена прокурору
- Постановление от 18.01.2023 № 69 docx () Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2023 год