ВЯЗЕМСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ
1. Конституционным Судом Российской Федерации защищены права работников на выплату вознаграждений
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской» (далее-Постановление) определено, что применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера.
Часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ не соответствует Конституции РФ и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование в кратчайшие сроки.
Впредь до этого применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат.
Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере) и достижением определенных результатов труда.
Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
2. Административная ответственность за нарушение режима военного положения
Федеральным законом от 24.06.2023 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение режима военного положения.
За указанное правонарушение может быть назначено административное наказание в виде административного ареста на срок до тридцати суток.
В случае, если указанные действия (бездействие) совершены с использованием транспортного средства, также может быть назначено административное наказание в виде конфискации транспортного средства.
Устанавливается, что дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.
Уточняются полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции), пограничных органов, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях, а также по доставлению и административному задержанию лиц, в отношении которых ведется производство о таких правонарушениях.
Уточняются также порядок и сроки доставления и административного задержания этих лиц.
3. Ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
За совершение указанного преступления предусмотрена ответственность до девяти лет лишения свободы со штрафом в размере до трех миллионов рублей.
Кроме того, на преступника возлагается обязанность возместить ущерб, причиненный окружающей среде.
С целью усиления охраны вымирающих видов водных билогических ресурсов постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2022 № 1322 увеличены таксы для исчисления вреда, причиненного окружающей среде в результате противоправных действий.
В 48 раз с 10 000 рублей до 481 368 рублей увеличена такса для исчисления ущерба, причиненного окружающей среде от добычи «осетра сибирского», являющегося основным предметом преступного посягательства в рамках ст. 258.1 УК РФ на территории автономного округа.
Предполагается, что введение соответствующих изменений позволит обеспечить сохранение особо охраняемых видов водных биологических ресурсов.
4. Конфискация имущества за некоторые преступления в сфере компьютерной информации
Федеральным законом от 13.06.2023 № 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 104-1 Уголовного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми предусмотрена конфискация имущества за некоторые преступления в сфере компьютерной информации.
Так, на основании обвинительного приговора наряду с уголовным наказанием могут быть конфискованы и обращены в собственность государства деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных: статьей 273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ); статьей 274.1 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации; частями 2-4 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации); части 2 статьи 274 УК РФ (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей).
Изменения вступили в силу 24 июня 2023 года.
5. Установлена административная ответственность за неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации в уполномоченный орган
Федеральным законом от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводится административная ответственность за непредоставление в Роскомнадзор информации об интернет-рекламе:
штраф для граждан - 10-30 тыс. руб., для должностных лиц - 30-100 тыс., для юрлиц - 200-500 тыс.;
- за распространение интернет-рекламы без идентификатора рекламы либо за нарушение требований к его размещению: штраф для граждан –
30-100 тыс., для должностных лиц - 100-200 тыс., для юрлиц - 200-500 тыс.;
- за непередачу в Роскомнадзор оператором рекламных данных информации об интернет-рекламе, несоблюдение порядка взаимодействия, нарушение требований к идентификатору рекламы: штраф для должностных лиц - 100-200 тыс., для юрлиц - 300-700 тыс.
Закон вступил в силу с 1 сентября 2023 года.
6. Верховным Судом РФ разъяснены положения о подсудности уголовного дела
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 22 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих подсудность уголовного дела» (далее-Постановление) разъяснены вопросы подсудности уголовного дела.
В Постановлении в частности, отмечается, что предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок определения и изменения подсудности уголовного дела не допускает возможности произвольного решения вопроса о том, какому суду оно подсудно, служит гарантией доступа граждан к правосудию и рассмотрения дела компетентным, объективным и беспристрастным судом.
Подсудность уголовного дела определяется в соответствии с ч. 2 ст. 32 УПК РФ в тех случаях, когда преступное деяние состоит из нескольких действий, совершенных на различных территориях, и местом окончания такого преступления является место совершения последнего из указанных действий.
Внимание судов обращается на то, что уголовное дело в отношении одного лица, совершившего несколько равнозначных по тяжести преступлений, но на различных территориях, либо уголовное дело в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько таких преступлений в соучастии, рассматривается в суде, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено последнее преступление.
7. Порядок реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры
Федеральным законом от 24.06.2023 № 282-ФЗ
«О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» устанавливается, что принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Порядок проведения оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации организации культуры, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальной организации культуры, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной организации культуры, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учётом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
8. Введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозках пассажиров и багажа легковым такси
Федеральным законом от 24.06.2023 № 278-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозках пассажиров и багажа легковым такси.
На такие перевозки распространяется действие норм Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», а именно:
порядок заключения договора обязательного страхования (является публичным договором), условия договора, особенности и последствия его прекращения, к числу которых отнесена в том числе обязанность страховщика выплатить страховое возмещение даже в случае расторжения или прекращения договора;
срок действия договора обязательного страхования (не менее одного года);
размер страховых сумм (по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего – не менее 2025 тысяч рублей на одного пассажира, за причинение вреда здоровью потерпевшего – не менее 2 миллионов рублей на одного пассажира, а за причинение вреда имуществу потерпевшего – не менее 23 тысяч рублей на одного пассажира);
условия и процедура выплаты страхового возмещения, включая предварительную выплату (представляет собой часть страхового возмещения в размере 100 тысяч рублей и осуществляется в случае причинения вреда жизни потерпевшего или при наличии одного из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего), а также порядок действий выгодоприобретателя для полного возмещения вреда;
срок выплаты страхового возмещения или направления мотивированного отказа потерпевшему (30 дней со дня получения страховщиком всех документов), размер пеней за просрочку указанной обязанности, а также порядок перерасчёта размера страхового возмещения и доплаты разницы в случае ухудшения здоровья потерпевшего;
порядок определения величины вреда, подлежащего возмещению страховщиком;
порядок распределения страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего, в том числе порядок выплаты части страхового возмещения лицу, понёсшему расходы на погребение (25 тысяч рублей);
случаи возникновения у страховщика регрессного требования к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред;
процедура осуществления контроля за исполнением перевозчиком возложенных на него обязанностей.
Положениями, касающимися страхования ответственности перевозчика легковым такси, дополняется Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
9. Новые Правила исчисления пособия по безработице
На основании постановления Правительства РФ от 24.06.2023 № 1026 «Об исчислении среднего заработка» расчет пособия по безработице будет осуществляться по новым правилам, определяющих порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) в целях, предусмотренных Законом о занятости населения.
Правила предусматривают особенности определения расчетного периода, если, например, в каком-либо из месяцев расчетного периода у гражданина отсутствовал доход (сведения о доходе) и (или) имелся период временной нетрудоспособности, а также изменяется подход к применению сведений о доходах гражданина, учитываемых при расчете пособий.
Кроме того, вносятся изменения в Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
В числе прочего устанавливается правило подбора подходящей работы с учетом рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Также правилами уточняется дата явки в центр занятости населения для перерегистрации в качестве безработных граждан с учетом транспортной доступности в регионе.
10. Верховным Судом РФ даны разъяснения по некоторым вопросам рассмотрения судами административных дел о защите избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Постановление), даны разъяснения по некоторым вопросам рассмотрения судами административных дел о защите избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме.
В Постановлении в частности, рассмотрены в числе прочего положения, касающиеся:
подсудности дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;
статуса избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей (отмечено, в частности, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума; кроме того, лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме);
защиты активного и пассивного избирательного права;
выдвижения кандидата, а также отказа в его регистрации;
информационного обеспечения выборов, предвыборной агитации;
подкупа избирателей, участников референдума;
оспаривания решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
В связи с принятием настоящего постановления признается утратившим силу Постановление Пленума ВС РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
11. За незаконное использование иностранных мессенджеров установлен штраф
Федеральным законом 24.06.2023 №277-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за незаконное использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Размер штрафа составляет от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 до 700 тыс. руб. для организаций.
Устанавливается, что дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями.
Правом составлять протоколы о таких административных правонарушениях наделяются должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При этом дела о таких административных правонарушениях могут возбуждаться без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.
12. Последствия неоплаты судебного штрафа
В соответствии со ст.104.4. Уголовного кодекса Российской Федерации судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности.
В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.
Так, суд по представлению сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору (ст.446.5. Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом п. 21.2. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 №21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» обращено внимание на то, что уголовно-процессуальным законом не предусмотрено продление срока исполнения решения о применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, а также отсрочка или рассрочка исполнения такого решения.
Таким образом, при неоплате судебного штрафа в установленный срок судом по представлению судебного пристава отменяется соответствующее постановление, а материалы направляются в следственный орган или прокурору в целях привлечения лица к уголовной ответственности.
13. Дополнительные случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2023 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» дополняется положениями, предусматривающими предоставление субъектам Российской Федерации права определять дополнительные случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи на основании законов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме и составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случае защиты прав и законных интересов детей-инвалидов.
14. Утверждены правила предоставления доступа к информационным системам и базам данных заказов легкового такси
На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2023 №1101 «Об утверждении Правил предоставления службой заказа легкового такси доступа федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси» (вступает в силу с 01.09.2023) служба заказа легкового такси, являющаяся организатором распространения информации в сети "Интернет", обязана будет предоставлять круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Иные службы заказа легкового такси будут обязаны по соответствующему запросу предоставлять сведения, содержащиеся в журнале регистрации заказов, ведение которого осуществляется в электронной форме.
15. Утверждены правила предоставления доступа к информационным системам и базам данных заказов легкового такси
На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2023 №1101 «Об утверждении Правил предоставления службой заказа легкового такси доступа федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси» (вступает в силу с 01.09.2023) служба заказа легкового такси, являющаяся организатором распространения информации в сети "Интернет", обязана будет предоставлять круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Иные службы заказа легкового такси будут обязаны по соответствующему запросу предоставлять сведения, содержащиеся в журнале регистрации заказов, ведение которого осуществляется в электронной форме.
16. Конституционный Суд РФ разъяснил положения о запрете на въезд в страну нарушившим срок временного пребывания иностранцам, имеющим семью в России
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.07.2023 № 37-П «По делу о проверке конституционности подпункта 14 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Федеративной Республики Нигерия Акинеми Муджиба Джунаида» отметил: когда длительный запрет иностранному гражданину на въезд в РФ связан исключительно с нарушением срока пребывания в РФ и иные основания для такого запрета судом не установлены, цели соблюдения миграционных правил во всяком случае не могут рассматриваться судом как превалирующие, если применение запрета лишит иностранного гражданина возможности реализовать свои родительские права в отношении несовершеннолетних детей или заботиться о членах своей семьи и о других близких родственниках.
Судам при проверке решения о неразрешении въезда в РФ необходимо учитывать выводы и оценки, содержащиеся в деле об административном правонарушении и касающиеся исследованных данных о личности иностранного гражданина, о его семейном положении, а также о недопустимости назначения такого вида наказания, как административное выдворение. Также суды не могут оценивать решение органа исполнительной власти о неразрешении иностранному гражданину въезда в РФ, руководствуясь только формальными предписаниями законодательства.
При этом отмена судом решения о неразрешении въезда по такого рода гуманитарным основаниям не снимает с иностранного гражданина обязанность оформить свой миграционный статус в России согласно законодательству.
Таким образом, при наличии вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в котором к иностранному гражданину не было применено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ, предусмотренное нормой КоАП РФ, на основании которой он привлечен к административной ответственности, суд, проверяя законность и обоснованность принятого в связи с теми же обстоятельствами решения уполномоченного органа о неразрешении тому же иностранному гражданину въезда в РФ, обязан установить и оценить, в частности, семейное положение иностранного гражданина и последствия принятого решения для его семейной жизни и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости применения к нему запрета на въезд в РФ с учетом негативных последствий такого запрета для иностранного гражданина.
Подпункт 14 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" признан не противоречащим Конституции РФ.
17. Самозанятые должны с 1 сентября 2023 года указывать данные о себе в онлайн-рекламе
Федеральным законом от 10.07.2023 № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О рекламе» внесены изменения в статью 8 Федерального закона «О рекламе».
Федеральным законом в целях защиты прав потребителей на получение сведений о продавцах, осуществляющих дистанционную продажу товаров, с 1 сентября 2023 года самозанятые на НПД должны указывать фамилию, имя, отчество и ИНН.
Эти сведения нужно публиковать, когда самозанятый обращается за онлайн-рекламой, в особенности на агрегаторах и маркетплейсах.
Раньше самозанятые продавцы могли не указывать информацию о себе при продаже собственных товаров на маркетплейсах.
18. Уточнены основания привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на розничных рынках
Федеральным законом от 10.07.2023 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уточнены основания привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на розничных рынках.
Речь идет о предоставлении на территории розничного рынка торгового места, складского, подсобного, административно-хозяйственного или иного помещения управляющей рынком компанией, ее должностным лицом или лицом, заключившим с такой компанией договор о предоставлении торгового места или указанного помещения, иностранному гражданину, привлекаемому на данном розничном рынке к трудовой деятельности с нарушением установленных правил (в том числе в случае превышения установленной Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках), а также другому лицу, которое не имеет разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически использует либо привлекает к трудовой деятельности на данном рознично