Прокуратура разъясняет
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
При этом, диспозиция указанной статьи распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.
За совершение указанного, в зависимости от субъекта правонарушения, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 15 тыс. руб. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Также санкцией статьи предусмотрено дополнительно наказание в виде конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
***
Внесены изменения в Закон Российской Федерации "О недрах"
Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 218-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "О недрах".
Закреплено, что пользователями российских недр могут быть только юридические лица, созданные по российскому законодательству и индивидуальные предприниматели - граждане России, если иное не установлено федеральными законами.
Право пользования недрами досрочно прекращается при невыполнении условий обязательного перехода права пользования участками недр и переоформления лицензии.
Субъекты естественной монополии в области железнодорожного транспорта без аукциона могут получить право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для строительства, реконструкции и капремонта объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования.
***
Уточнен перечень оснований для аннулирования лицензий управляющих компаний
Соответствующие поправки внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.06.2022 № 217-ФЗ.
В частности, из оснований для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии исключено условие об отсутствии в течение 6 месяцев в реестре лицензий сведений о многоквартирных домах, которыми управляет лицензиат.
Предполагается, что это поможет лицензионной комиссии и органам жилищного надзора оперативно обращаться в суд с иском об аннулировании лицензии недобросовестной УК.
Напомним, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
Также закреплено, что сообщения о проведении общего собрания, решения и протоколы можно размещать в региональной информационной системе при условии, что будет обеспечено размещение материалов в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам, которые были включены в повестку дня ранее проведенного общего собрания и по которым были приняты решения, можно созывать по истечении срока размещения в ГИС ЖКХ или региональной информационной системе протокола и решений ранее проведенного общего собрания.
***
Подлежит ли разделу сертификат на материнский капитал в случае развода супругов?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, и принадлежит тому, на чье имя он выдан.
Материнский капитал, являясь государственной целевой выплатой, не относится к совместно нажитому имуществу, в связи с чем разделу между супругами не подлежит.
Вместе с тем в случае реализации средств материнского капитала на улучшение жилищных условий семьи в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
В такой ситуации бывший супруг, в случае раздела имущества, вправе и далее осуществлять правомочия собственника в отношении зарегистрированной за ним доли в праве собственности на жилое помещение.
***
Утверждены Правила выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты II и III категории
С 1 сентября 2022 года вступит в силу постановление правительства РФ от 16.05.2022 № 886, которым утверждены Правила выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты II и III категории.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются при подаче заявки на получение разрешения на временные сбросы на основе фактических показателей объема и (или) массы сбросов загрязняющих веществ, которые определяются исходя из максимального значения концентрации загрязняющего вещества.
Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на этот же срок в случае подачи заявки на продление разрешения, при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.
Постановлением установлен 6-летний срок его действия.