- Главная
- Структура
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- О внедрении и развитии медиации в образовательный процесс
О внедрении и развитии медиации в образовательный процесс
Медиация сегодня является стратегически важным направлением работы. Использование медиации как инструмента урегулирования конфликтов имеет большой потенциал для применения в сфере общественных отношений, политических процессов, в деле выстраивания диалога между органами государственной власти и местного самоуправления, с институтами гражданского общества, в семейной сфере, в детской и молодёжной среде. Внедрение и развитие медиации в образовательный процесс не только позволит снизить агрессию в детской и подростковой среде, но и сделает детскую и молодёжную организацию более безопасным местом, где будет развита диалоговая культура и создано качественно новое образовательное пространство – пространство уважительного отношения участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей (законных представителей детей).
Медиатор (конфликтолог) становится еще одним специалистом по разрешению споров, возникающих из гражданских правоотношений.
Одним из основных документов для работы школьной службы примирения в России являются Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
С 1 сентября 2013 года начал действовать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими. Их деятельность может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации. На сегодняшний день действуют разные модели медиации в сфере образования и разные организационные формы. В стране накоплен пятнадцатилетний опыт в сфере образования.
Надо отметить, что в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Закона от 29.12.2012 № ФЗ -273 указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создаётся Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Исходя из текста закона и модели школьной службы примирения, «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учётом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.
Их различия вытекают из следующих положений:
- пункт 2 статьи 45 Закона от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений как «урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания».
Школьная служба примирения обычно работает с другими видами конфликтов: она решает споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работает с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества и т.п., в том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в КДН и ЗП). Кроме того, она может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д.
- пункт 4 статьи 45 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет, что решение Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений «является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением».
В школьных службах примирения используется восстановительная медиация (и другие восстановительные практики), основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта (а не специалистами из службы примирения). Данный принцип ответственности зафиксирован, в частности, в стандартах восстановительной медиации и других относящихся к медиации стандартах.
Также надо учитывать, что, согласно пункту 5 статьи 1 от 27.07.2010 ФЗ-193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), «процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы».
Высказываются предложения о включении в службу примирения (или в Комиссию по урегулированию споров) уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, поскольку в его задачи может входить в том числе и «урегулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка».
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса может выступать и в роли куратора (руководителя) службы примирения, если помимо технологии защиты прав он освоил медиацию и другие практики восстановительного разрешения конфликтов.
Если рассматривать службу примирения как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
Утверждённый 18 октября 2013 года «Профессиональный стандарт педагога» при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».
Если в образовательном учреждении совершено правонарушение и делу дан официальный ход (в полицию потерпевшим подано заявление или пришла информация из травпункта и т.д.), то после расследования или дознания дело будет передано в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) или в суд.
КДНиЗП имеет в своём арсенале различные меры, например, обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему, вынести предупреждение, возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причинённый материальный ущерб и так далее.
Отметим, что на основании Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13.01.2001 г.) с подростками, совершившими общественно-опасные деяния, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа. В эту работу может входить участие несовершеннолетнего в восстановительной медиации.
Служба примирения может работать с правонарушениями несовершеннолетних и проводить восстановительные программы, такие как «Круг сообщества», семейная конференция. Помимо важных для участников психологических и гуманитарных результатов (примирение, восстановление отношений, восстановление справедливости и пр.) могут быть и юридические последствия. Это означает, что КДНиЗП и суд могут принять во внимание примирение сторон и заглаживание обидчиком причинённого жертве вреда и учесть это при вынесении решения.
В частности, в статье 76 УК РФ указывается: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый потерпевшему вред». То есть примирительный договор даёт суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).
Также статья 61 УК РФ рассматривает добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинённого потерпевшему, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
Одним из первых российских стратегических документов, указывающих на важность развития и реализации технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур, является утверждённая распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Приоритетным направлением развития социальных институтов и социальной политики государства является «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реабилитационное насыщение приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».
1 июня 2012 года была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее – Национальная стратегия), которая определила ряд мер, имеющих отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
-приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
- развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
- внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребёнком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Во исполнение Национальной стратегии Правительством РФ был разработан План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия» указывается необходимость:
п. 59. Разработки программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
п. 62. Развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия;
п. 64. Организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
В 2013-2014 годы были приняты два документа, в целом направленные на поддержку служб примирения (служб медиации):
18 ноября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации письмом № ВК- 844/07 разослало «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях». В них указана цель создания служб медиации как служб, обеспечивающих защиту прав детей и создающих условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Метод школьной медиации – только один из возможных подходов к организации медиации в образовательной сфере. Медиация, ориентированная на решение проблем, предусматривает акцентирование внимания на интересах обеих сторон, а не на самих подходах, которые и являются причиной возникновения конфликта.
Существуют и другие модели, подходы к организации медиации:
- нарративная медиация, в которой она является процессом, когда каждая сторона высказывает собственное мнение по поводу происходящего действия;
- трансформативная медиация, смысл которой заключается в концентрации внимания на общении двух сторон, чтобы они научились слушать и слышать друг друга;
- экосистемная медиация - помощь семьям в разрешении конфликтов.
Важно, чтобы образовательные учреждения могли свободно выбирать наиболее приемлемую для них модель, что соответствует статье 3.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит о недопустимости «ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».
30 июня 2014 года распоряжением Правительства РФ № 1430-р была утверждена «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации».
Эта Концепция одной из своих задач ставит «интеграцию метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребёнка».
Согласно данной Концепции, «сеть служб медиации создаётся как единая система, имеющая координацию и управление. По своей структуре сеть служб медиации представляет собой двухуровневую систему: на первом уровне находится головная организация системы – Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт медиации», находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. На втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. Основу службы медиации на региональном и местном уровнях должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации педагогических работников. Они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, - провайдеров медиативных и восстановительных технологий. В связи с этим, одним из наиболее эффективных направлений будет содействие организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Целями формирования сети служб медиации в школе являются:
- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте;
- профилактика агрессивных и асоциальных проявлений среди детей, преступности среди несовершеннолетних;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений.
Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов.
В образовательных организациях службы школьной медиации должны обеспечивать защиту прав и законных интересов детей, создавать условия для налаживания взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса и способствовать формированию безопасного пространства.
(по материалам доклада Н.А. Михайловой, Уполномоченного по правам ребёнка в Смоленской области, «Правовое просвещение несовершеннолетних в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. Развитие практики применения метода школьной медиации при разрешении конфликтов и споров в школьных коллективах, семейных конфликтов с участием несовершеннолетних обучающихся» на организационно-практическом семинаре по обмену опытом профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на ведомственных учетах, 22.11.2018).