- Главная
- Структура
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- РОДИТЕЛЯМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
РОДИТЕЛЯМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
ИНТЕРНЕТ-РИСКИ
В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.
Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
-чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн-казино;
-риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
-риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;
-риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;
-риск попадания на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
Как защитить ребенка от интернет-рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком. Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
Что делать нельзя:
- вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
-обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
-угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
-сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не -сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:
-современные технологии и интернет;
-игры и их производители;
-интернет-серверы;
-друзья ребенка и другие дети;
-родители друзей ребенка;
-школа;
-гены.
Что делать нужно:
-наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;
-постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
-поставьте себя на их место;
-искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;
-искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
Родителям необходимо понимать:
- Что их детям нравится в играх?
- Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны?
- Как играть в эти игры?
- Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
- Когда их дети играют в игры?
- Где они играют?
- С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
-Каким образом Интернет и онлайн-игры служат моему ребенку?
(дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.)
-Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх?
(мастерство, дружба, структура, сообщество,
проблемы, конкуренция и т.д.)
-Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее?
(сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)
-Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? В собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом); в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка); в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, вопросы бытия);
-Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
Способы поговорить с ребенком:
-Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн жизни;
-Присоединитесь к ним в их интересах;
-Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
-Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;
-Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);
-Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
-Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.
-Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн-деятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
Проявляйте уважение к их интересам.
Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
Примечание. Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к Интернет- зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!
Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном?
- в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом);
- в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
- в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, вопросы бытия);
Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
Что делать в случае обнаружения интернет-угроз вашему ребенку?
Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет угрозе.
Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!
Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор. Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет. Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.